Султан Адаев

Султан Адаев - http://checheninfo.ru/
Фото: www.mkchr.com

В галерее звезд культуры и искусств ЧР (в Театрально-концертном зале) зритель найдет и портрет Народного артиста Чеченской республики Султана Адаева, руководителя оркестра народных инструментов Государственной филармонии ЧР.

 

Флейта. От этого слова веет далеким и благополучным прошлым и жизнью изысканного общества, непременным атрибутом которой были концерты классической музыки. Оказывается, этот музыкальный инструмент - самый древний из известных на земле. Недавно на юге Германии при раскопках обнаружена флейта, которой тысячи лет. Она сохранилась, потому что была сделана из слоновой кости в отличие от современной, деревянной. Об этом поведал ведущий 1-го российского телеканала Леонид Якубович в одном из последних выпусков своей телепередачи «Поле чудес».

 

Трудно представить, чтобы в чеченской поствоенной разрухе с разоренной, а точнее, испепеленной в пожаре войны культурой, нашлось место нежным звукам этого духового музыкального инструмента. И, тем не менее, это так.

 

В государственной филармонии Министерства культуры ЧР работает уникальный в своем роде музыкант - Султан Адаев. Он флейтист, проработавший много лет в симфонических оркестрах, начиная с грозненского, от которого остались сейчас одни воспоминания. Во время последней войны в ЧР он уезжал за пределы республики, работал в Москве.

 

На данном этапе С.Адаев является руководителем новорожденного оркестра народных инструментов. Причем, он не только организатор этого творческого коллектива, но и один из двенадцати артистов-оркестрантов. В полифонии игры дечиг пондура, гитары, гармоники, достойное место заняла и флейта Султана.

 

У этого небольшого коллектива, который находится в стадии становления - большое будущее. В его составе такие талантливые музыканты, как Сахаб Межидов (дечиг-пондар), Ваха Сааев (гитара) и т.д. А уж руководитель - вообще легендарная личность.

 

С.Адаева более 30 лет работает в искусстве. Серьезно занимается музыкой со школьных лет. Он родился 20 июля 1957 года и вырос в Казахстане, в городе Кзыл-Орда. Музыкальные способности проявились рано. Вначале педагоги заметили вокальные данные мальчика. Поэтому Султану часто доставалась роль запевалы школьного хора. А в 10-м классе он уже был принят в вокально-инструментальный ансамбль «Ровесник» при городском парке культуры. Вот как музыкант вспоминает свои первые шаги в мир искусства.

 

- По соседству с нами жил русский мальчик Володя, мой сверстник. Нас сдружила любовь к музыке. Вместе 4 раза в неделю тайком от родителей и учителей после уроков бегали на танцплощадку, где играли в молодежном ансамбле, я - на гитаре, он - на трубе. Однажды тайна наша открылась и нас чуть не исключили из школы (тогда школьникам не разрешалось работать). Каждую свободную минуту мы с Володей отдавали своему увлечению. Устраивали соревнования, кто больше песен выучит. Я мог за неделю выучить 30-35 песен и почти всегда побеждал в этом творческом состязании. Поэтому получил кличку «ходячий альбом».

 

В «Ровеснике» С.Адаев играл до выезда на родину в Чечено-Ингушетию (1976г.). Ансамбль работал не только на танцплощадке, но часто выезжал в сельскую местность, выступая с концертами перед тружениками рисоводческих хозяйств.

 

А как в жизни юного гитариста появилась флейта?

 

- После школы я поступил в эстрадную мастерскую при Парке культуры железнодорожников в Кзыл-Орде. Год учился игре на гитаре, а второй год посвятил обучению флейте. И сразу стало заметно, что этот инструмент мне дается намного легче. Флейту я осваивал в два раза быстрее.

 

Так Султан из музыканта струнной группы стал духовиком. И именно в духовой музыке нашел свое главное призвание. При этом он прекрасно понимал, что выбрал трудный путь и значительно осложнил себе жизнь.

 

- Труд артиста-духовика приравнивается к шахтерскому. После 25 лет стажа независимо от возраста все, кто играет на духовых инструментах (флейте, габое, фаготе, кларнете, трубе, валторне, тромбоне и т.д.) могут уйти на пенсию. В 40-50 лет у духовиков выпадают зубы - из-за невероятной нагрузки. Тяжело выдувать музыку. Поэтому на репетициях у духовиков обычно щадящий режим. А недавно дирижеры обратились к президенту Путину с ходатайством о присвоении льгот этой категории музыкантов. Просьба была удовлетворена. Духовикам повысили зарплату - до 18 тысяч рублей.

 

Правда, самому С.Адаеву пока не удается воспользоваться законными льготами. Поданные еще год назад документы так и лежат без движения в пенсионном отделе Грозненского района. Его сотрудники впервые столкнулись с таким клиентом: музыкант-флейтист и, видимо, не знают, как оформить пенсию представителю такой экзотической профессии.

 

Впрочем, надо отметить, что и в мирные, советские времена, когда Грозный был музыкальным городом, где жили и работали сотни оркестрантов, С.Адаев был белой вороной среди своих соотечественников. Достаточно сказать, что среди 70 артистов симфонического оркестра Чечено-Ингушетии, он был единственным чеченцем.

 

В симфонический оркестр Чечено-Ингушской филармонии Султан поступил при главном дирижере Валерии Раевском. После его отъезда в 1992 году эту роль взял на себя Алаш Эдисултанов, талантливый музыкант, первый трубач из чеченцев, выпускник московской консерватории. Этого легендарного человека, ныне покойного, много лет работавшего в Москве, в том числе и в Большом театре, С.Адаев называет своим главным наставником в искусстве.

 

- Он был очень строгим руководителем, загонял артистов до седьмого пота, пока не добьется совершенного звучания оркестра. С Эдисултановым я работал еще в цирке, саксофонистом. С ним было тяжело, но интересно, потому что он обеспечивал каждому творческий рост и поднимал до уровня Артиста с большой буквы.

 

К тому времени у Султана за спиной была учеба в Грозненском музыкальном училище, одном из лучших в СССР, куда поступил в 1976 году в класс флейты к Ольге Михайловне Никитиной, которую знали в музыкальных кругах как очень сильного педагога. Студенты из уст в уста передавали ее историю. Она только поступила в Ленинградскую консерваторию, когда началась Великая Отечественная война. В осажденном фашистами городе, где толпами умирали люди от голода, холода и бомбежек, юная Ольга Никитина исполняла «героическую симфонию» Шостаковича, поднимая дух обессиленных горожан. По ее рекомендации один из лучших выпускников музыкального училища Султан Адаев был принят в 1981 году в Ленинградскую консерваторию и учился у таких именитых педагогов, как Владимир Шацкий, Юрий Зверев и другие представители знаменитой ленинградской музыкальной школы. Природный дар, умноженный на трудолюбие, верность призванию и солидное образование помогли стать большим артистом, востребованным в разных творческих коллективах родной республики и за ее пределами. Адаеву довелось работать и в госансамбле танца «Вайнах», и в вокальной группе «Жовхар», и в оркестре народных инструментов у Зайнди Чергизбиева и т.д. По 6-8 часов играл в день. Даже в масхадовское время, когда не платили зарплату, он всегда выходил на работу и за три года не пропустил ни одного дня.

 

В последнюю войну участь беженца привела Султана в Москву. Здесь он устроился в оркестр детского ансамбля «Ловзар» под руководством Магомеда Тахаева, который финансировал московский бизнесмен Малик Сайдулаев. Два года он проработал в этом коллективе. Однажды М.Сайдулаев узнал о драматической судьбе артиста, которого чуть не расстреляли «федералы» на блокпосту. А вторым ударом для него стало похищение мародерами в погонах из его квартиры в микрорайоне богатой и уникальной коллекции музыкальных инструментов, привезенных с разных концов света, где он бывал на гастролях. И тогда известный меценат повез своего земляка в один из лучших столичных магазинов музыкальных товаров и предложил выбрать инструмент:

 

- Там были флейты разные - и по размерам, и по форме, и по ценам. Я выбрал дешевую, за 8 тысяч рублей. А Малик Сайдулаев сказал: «Я хочу подарить тебе, первому и единственному из чеченцев музыканту-флейтисту, лучший инструмент!» и купил за 68 тысяч рублей. И сейчас у меня две флейты, старая и новая. Еще рояль дома, на котором я часто занимаюсь, играю сочинения своих любимых композиторов Баха, Моцарта, Кванца, Гайдна.

 

Откуда музыкальный дар? Отвечая на этот вопрос, Султан рассказывает о своей родне.

 

- Я из большой семьи. Старший из 7 детей. Отец - Ама - был строгий с нами, много работал. Рабочий по специальности (столяр), он был художником в душе. Очень любил слушать музыку, был хорошим танцором. А родной дядя- Джамалди Ацаев - был профессиональным культработником, руководил Домом культуры в Ведено, позже - в Науре. Он тоже прекрасно танцевал, пел, играл на дечиг-пондаре, доуле, делал постановки танцев. А в выселении дядя создал уникальный интернациональный по составу ансамбль танца, в котором участвовали русские, казахи, корейцы и чеченцы. Так что, мои артистические гены - от родителей. Но отец очень долго настаивал, чтобы я бросил занятия музыкой. Он говорил, что, будучи музыкантом, да еще классического жанра, я никогда не достигну ни богатства, ни уважения своих земляков. Так и вышло. Но я не жалею. Человек, влюбленный в музыку, может легко обходиться без атрибутов успеха в обывательском смысле: деньги, слава, власть и т.д. Мое богатство - бескрайний мир искусства и литературы, который дарит огромное наслаждение.

 

Сейчас С.Адаев много работает над программой своего оркестра народных инструментов, передает своим коллегам полученные в свое время уроки достижения профессионализма. Много занимается теоретическими вопросами.

 

- Я стараюсь восстановить чеченский лад, национальную ритмику в музыке. Мы должны развивать свое искусство и добиваться, чтобы в нашей музыке не было чужеродных влияний.

 

Энтузиаст по натуре и истинный патриот, С.Адаев не жалеет ни сил, ни времени, чтобы помочь своему народу вдохнуть жизнь в спаленную войной культуру Чечни. Он увлечен творческим процессом, озадачен масштабностью дел, требующих его таланта, опыта и знаний. Поэтому ему некогда даже думать о достойном вознаграждении за свой подвижнический труд, не говоря уже о званиях и наградах. У него другие заботы.

 

- У нас культура на последнем месте. Поэтому слабая материальная база. К примеру, не хватает музыкальных инструментов даже у профессиональных артистов, не говоря о самодеятельности. Нет чеченских скрипок (jад хьокх-пондар), хороших дечиг-пондаров, а те, что есть - кустарщина.

 

Еще острей, по мнению С.Адаева, проблема подготовки музыкальных кадров. Молодежь не стремится овладеть оркестровыми специальностями. Чеченский народ никогда не испытывал дефицита талантов, но у многих природный дар так и остается нераскрытым в погоне за призрачными мещанскими ценностями. Вот почему с таким старанием занимается единственный флейтист ЧР со своим юным учеником по имени Шамиль (из детского танцевального ансамбля «Даймохк»).

 

Сахаб Межидов тоже готовит себе смену - он создал детский ансамбль дечиг-пондаристов. Есть свой ученик и у Вахи Сааева - будущий гитарист Исмаил Хасимиков.

 

Значит, будет, кому передать эстафету вдохновения и любви к прекрасному.

 

 

Асет Муртазалиева



ИА "Чеченинфо"
Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!
 
По теме
За приобретение или сбыт имущества, добытого преступным путем, статьей 175 УК РФ установлена уголовная ответственность, для привлечения к которой не имеет значения, в результате совершения какого преступления, кражи,
Прокуратура
Будущее волонтерства: как в России может развиваться добровольческое движение после пандемии - Единая Россия Неравнодушных людей привлекут к разным видам помощи — от доставки продуктов и лекарств до ликвидации последствий стихийных бедствий Сегодня, несмотря на сохраняющиеся угрозы пандемии,
Единая Россия
В Чеченской Республике создан неснижаемый запас лекарственных средств - ИА Чечня Сегодня Министр здравоохранения ЧР Эльхан Сулейманов принял участие в видеоселекторном совещании по вопросам обеспечения лекарственными препаратами в Covid-центрах и формирования резервов в медицинских учреждениях.
ИА Чечня Сегодня
«Свой среди чужих, чужой среди своих» - Национальная Библиотека ЧР 15 октября в Национальной библиотеке ЧР им. А.А. Айдамирова в отделе литературы по искусству состоялся час-досье «Никита Михалков – вдохновение, судьба», приуроченный к 75-летию Никиты Сергеевича Михалкова.
Национальная Библиотека ЧР