АЗЕРБАЙДЖАН. Правовая система Азербайджана: исламские традиции, европейский путь

АЗЕРБАЙДЖАН. Правовая система Азербайджана: исламские традиции, европейский путь - ИА Чеченинфо
АЗЕРБАЙДЖАН. Правовая система Азербайджана: исламские традиции, европейский путь - ИА Чеченинфо
АЗЕРБАЙДЖАН. Правовая система Азербайджана: исламские традиции, европейский путь - ИА Чеченинфо
АЗЕРБАЙДЖАН. Правовая система Азербайджана: исламские традиции, европейский путь - ИА Чеченинфо
Фото: checheninfo.ru

>АЗЕРБАЙДЖАН. Сегодня весь мир переживет религиозный ренессанс. После социальных экспериментов XX века религия вновь приходит в политику, становится все более значимым фактором как во внутренней политике стран, так и в международных отношениях. Чаще всего в этой связи в фокусе оказывается политический ислам. В этом нет ничего удивительного, потому что политика лежит в самом основании мусульманской религии. Уже пророк Мухаммед одним из важных кирпичиков в фундамент ислама заложил политическую философию.

Это было велением времени и обстоятельств Аравии VII века с ее политической раздробленностью. Проповедуя ислам как истинное единобожие, имея целью просвещение и сообщение арабам Откровения, исправление и улучшение нравов, Мухаммед, возглавив умму (общину) не мог не стать политическим лидером. Такая же судьба была и у первых халифов: будучи в первую очередь духовными лидерами, оставаться военачальниками и политиками.

С течением времени и позднейшими наслоениями ислам стал использоваться политиками совсем не так, как это делали первые лидеры уммы. Как и в случае с христианством, ислам все чаще используют в качестве обоснования тех или иных притязаний на власть, злодейств и угнетения слабых. При этом чаще всего такие "импровизаторы" апеллируют к мусульманскому праву.

Говоря о мусульманском праве, обыкновенно используют два термина: шариат и фикх. Если первый является скорее источником общих предписаний, пути спасения, выведенных из Корана и Сунны, то фикх – результат (и сам процесс) выведения более конкретных предписаний, касающихся, в основном, внешнего поведения. Таким образом, фикх имеет более конкретное воздействие на повседневную жизнь мусульманина. Однако, говоря о мусульманском праве и возможности его имплементации в современное светское общество и государство, обычно упоминают шариат, как неизменный источник, авторитетный для любого мусульманина.


При этом в среде светских ученых до сих пор нет единого мнения о том, считать ли шариат именно мусульманским правом, или же сводом религиозных норм, не могущих притязать на место юридических в государственной системе.



В странах с преобладающим мусульманским населением нормы шариата так или иначе вписаны в законодательство, а иногда и прямо провозглашаются источником последнего. В таких двуконфессиональных странах как Албания или Босния и Герцеговина периодически понимается вопрос об инкорпорации отдельных норм шариата в законодательство. Мусульманские же правоведы открыто говорят о шариате в качестве источника права как о главном признаке "исламской власти".

Даже в такой светской стране как Россия (четверть атеистов и не исповедующих никакой религии) есть подобный пример. В татарстанском республиканском законе о свободе совести упоминается вакуфное имущество (имущество, переданное на религиозные или благотворительные цели). Однако на сегодняшний день это единственный пример прямого включения нормы шариата в российское законодательство.

Важность шариата для мусульман в решении повседневных вопросов подтверждают и опросы. Так, результаты исследования Pew Research Center в 39 странах Европы, Азии, Ближнего Востока и Африки показали, что более половины мусульман во всем мире выступает за применение законов шариата в странах, где они проживают. Однако данные сильно разнятся от страны к стране: от 99% одобрения в Афганистане до всего 8% в Азербайджане.

При этом в обществах с уже действующими шариатскими судами одобрение больше вызывает их работа в сфере семейного права, нежели при рассмотрении уголовных дел. Телесные наказания и казнь за вероотступничество поддержали лишь пакистанские и афганские верующие.

Учитывая эти настроения, а также принимая во внимание общую политизацию мусульман во всем мире, не должен вызывать удивления постепенный дрейф законодательства в странах, населенных мусульманами, пусть даже формально светских, в сторону исламских норм и предписаний. В радикальном варианте предполагается слом светского основания и построение правовой системы на основе шариата. Умеренный - предлагает включить отдельные нормы шариата в семейное, наследственное, финансовое право и, особенно, в системе исламского арбитража, не посягая при этом на фундамент – верховенство светского права.

Наиболее резонансным конфликтом между шариатом и большинством светских правовых систем стал вопрос о многоженстве. Пока единственной западной страной, решившейся на правовой эксперимент по легализации полигамии, остается Голландия. При этом и здесь институт сожительства samenwonen (по сути – многоженство) не приравнивается ни к официальному браку trouwen, ни к гражданскому партнерству geregistreerd partnerschap. Общее же мнение юристов, социологов и психологов склоняется к тому, что разрешение многоженства ведет к росту насильственных преступлений среди молодых мужчин и усилению гендерной дискриминации, угнетению творческих сил женщины.



Что же касается исламского мира, то здесь одними из последних бастионов светскости остаются пока Турция, Азербайджан и некоторые постсоветские республики Средней Азии. И если Анкара за последнее десятилетие значительно отошла от заветов основателя светской Турции – Ататюрка, то на берегах Каспия светский характер власти незыблем, а ислам существует лишь как культурная и моральная система координат.

В период после распада Советского Союза и прекращения активной фазы боевых действий в Азербайджане наступил своеобразный религиозный ренессанс: резко возросло число зарегистрированных религиозных общин, духовные лидеры стали пользоваться большим авторитетом в обществе. При этом публичная религиозная активность осталась достаточно низкой – на уровне западноевропейских стран. Т.е. сделав большой шаг навстречу верующим, общество оставалось светским по своей природе.

Сегодня в Азербайджане действует Государственный комитет по работе с религиозными организациями, который не только регистрирует религиозные общины и пресекает попытки экстремистов укрепиться в Азербайджане, но и следит за соблюдение равноправного существования в стране различных религиозных конфессий, соблюдением прав как верующих, так и атеистов.

Комитет наделен достаточно широкими полномочиями и осуществляет не только надзорные и аналитические, но и просветительскую функции. Так, с 2018 года под его эгидой создан Азербайджанский институт теологии, выделившийся из БГУ. Молодой вуз занимается преподаванием и изучением исламоведения и религиоведения. Сегодня именно здесь вырабатываются методологические и научные основы религиозной политики страны.

Законодательство Азербайджанской республики носит выраженный светский характер, в котором утвержден примат прав человека и гендерного равноправия. Многоженство запрещено больше века назад, традиция süd pulu (азербайджанский вариант калыма) носит чисто символический характер и также уходит в прошлое, Азербайджан присоединился к Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

Правда, в феврале текущего года Госагентство по развитию малого и среднего бизнеса объявило о готовности платформы о запуске системы исламского банкинга в Азербайджане для привлечения финансовых инвестиций в страну. Это уже вторая попытка запуска банковского дела без рибба (запрещенный в исламе ростовщический процент): департамент исламского банкинга в Международном банке Азербайджана (МБА) закрылся в 2015 году). Не отрицая возможных финансовых выгод запуска системы, необходимо помнить и об опасности: банкиры, занимающиеся исламским банкингом вынуждены согласовывать свои действия на предмет соответствия шариату с улемами, что неизбежно ведет к возрастанию влияния ислама на финансовую систему страны и может угрожать стабильности и суверенитету в дальнейшем.



Не порывая с многовековыми религиозными традициями и сохраняя лучшее из традиционного ислама, Азербайджан стал современной демократией постсоветского типа и устремлен в будущее в своем развитии. Религия, по большей части, остается частным делом индивида и не влияет напрямую государственное строительство, что резко отличает Азербайджан от большинства мусульманских стран мира.

Мнение о том, что ислам, сыграв положительную роль в деле объединения арабских племен и возрастания нравственности людей в первые века своего существования, стал в дальнейшем тормозом развития мусульманских стран, широко распространилось уже в первой половине XIX в. (в том числе в среде мусульманских богословов, вспомним Джамаль ад-Дина аль-Афгани). И здесь Азербайджан несомненно выбирает поступательное движение вперед по западному образцу, оставив за религией место лишь в духовной сфере. Это касается как политики и образования, так и правовой системы. Некоторые современные исследователи предлагают подстраивать не правовые системы под нормы шариата, а шариат реформировать с учетом требований прогресса и общества XXI века (например, суданский богослов А. Ахмед Ан-Наим).

Азербайджан не допускает таких репрессий и, по всем признакам, выбрал европейский секулярный путь развития. Таким образом, решающий выбор молодое Азербайджанское государство уже сделало и по праву входит в число прогрессивных светских стран европейского типа.

checheninfo.ru

 
По теме
АЗЕРБАЙДЖАН. Глава Минздрава Азербайджана: у нас есть мощная резервная база для борьбы с коронавирусом - ИА Чеченинфо >АЗЕРБАЙДЖАН. По сравнению с другими странами в Азербайджане очень малое количество заразившихся, заявил министр здравоохранения республики Октай Ширалиев, выступая в эфире программы Hədəf на AzTV.

26.03.2020
 
АЗЕРБАЙДЖАН. Конкурс эссе о тюркской культуре объявлен в Азербайджане - ИА Чеченинфо >АЗЕРБАЙДЖАН. Международный фонд тюркской культуры и наследия проводит студенческий международный конкурc эссе "Защитим наш мир: обычаи и традиции тюркского мира", об этом рассказали в пресс-службе фонда.

08.04.2020
http://admin-kmr.org/wp-content/uploads/2020/04/10000000_230947748149889_3421925913740922313_n.mp4 В ознаменование прихода благословенной Ночи Бараат Региональный общественный фонд им.

08.04.2020
 
АЗЕРБАЙДЖАН. Конкурс эссе о тюркской культуре объявлен в Азербайджане - ИА Чеченинфо >АЗЕРБАЙДЖАН. Международный фонд тюркской культуры и наследия проводит студенческий международный конкурc эссе "Защитим наш мир: обычаи и традиции тюркского мира", об этом рассказали в пресс-службе фонда.
ИА Чеченинфо
08.04.2020
С началом текущего месяца Раджаб по лунному календарю по инициативе Лидера региона, Героя России Рамзана Ахматовича Кадырова,
30.03.2020 Газета Терская Новь
В рамках реализации Концепции Государственной национальной политики Чеченской Республики, а также других федеральных и региональных документов рекомендательного характера, провели рабочую встречу с представителями малых народов,
16.03.2020 Газета Терская Новь
В районом Доме культуры состоялось торжественное мероприятие, посвященное Международному женскому дню 8 Марта.
10.03.2020 Газета Терская Новь
В пункте временной дислокации отдельного отряда специального назначения «Урал» Уральского округа Росгвардии в Ханкале прошел День памяти военнослужащих,
16.03.2020 Газета Терская Новь
Под председательством Главы администрации Шелковского муниципального района Х.Х.Хаджиева состоялось очередное заседание членов Оперативного штаба Шелковского района по профилактике коронавирусной инфекции.
06.04.2020 Газета Терская Новь
В рамках исполнения поручений Главы Чеченской Республики, Героя России Рамзана Ахматовича Кадырова и решения Оперативного штаба региона относительно снижения риска завоза и распространения новой коронавирусной инфекции,
06.04.2020 Газета Терская Новь
Герой Российской Федерации Канти Абдурахманов - Государственная галерея им. А.А. Кадырова Герой Российской Федерации Канти Абдурахманов   8 апреля 2020 г состоялась лекция " Герой Российской Федерации Канти Абдурахманов", организованная лектором Мемориального комплекса Славы им.
Государственная галерея им. А.А. Кадырова
08.04.2020
В соответствии с Планом основных мероприятий Года памяти и славы в 2020 году в честь 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне в республике проходит международная акция «Сад Победы».
30.03.2020 Газета Терская Новь
Совместная рейдовая работа на местах - Газета Терская Новь Во исполнение поручений Главы Чеченской Республики Героя России Рамзана Ахматовича Кадырова и в соответствии с комплексным планом запланированных мероприятий,
Газета Терская Новь
06.04.2020