В г. Пятигорске прошла совместная выставка «Вокруг все горы дивной высоты. Кавказ в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова», организованная Национальным музеем Чеченской Республики и Музеем-заповедником М. Ю. Лермонтова.
«Синие горы
Кавказа… вы взлелеяли детство мое,
вы к небу меня приучили, и я с той поры
все мечтаю об вас, да о небе…»
Кавказ М.Ю. Лермонтов полюбил с детства. Чечне и чеченцам поэт посвятил поэмы: «Хаджи-абрек», «Аул Бастунджи», «Каллы», «Мцыри», «Измаил-Бей», «Беглец»; повесть «Бэла»; стихотворения «Кавказ», «Черкешенка», «Дары Терека», «Валерик» и другие. Помимо своих литературных произведений М.Ю. Лермонтов посвятил Кавказу и почти всю свою живопись.
Известно, что с 25 июня по 5 июля 1840 года Лермонтов находился в военном лагере под крепостью Грозная, готовясь к походу. Два лермонтовских рисунка, датированных 1840 г.: один из них называется «Вид горского селения», другой – «Кавказский пейзаж».
Яркие ландшафтные приметы позволяют определить изображение чеченского аула в местности Тазбичи в Итум-Калинской котловине и вход в Аргунское ущелье близ селения Чишки.
Лермонтов был храбрым офицером, ценил свободолюбие горцев, их храбрость, душевную непосредственность и близость к природе.
Чеченцы отличаются дружбой и гостеприимством, дорожат личной свободой, уважают старцев и умеют веселиться. Народ, открытый для всех, кто приходил с миром на его землю:
«Там каждый путник находил
Ночлег и пир гостеприимный…»
Прикладное искусство чеченцев длительное время развивалось на основе традиционных народных промыслов, которые всегда были самобытны, высокохудожественны и играли заметную роль в хозяйственной жизни горцев.
Промысловыми центрами гончарного и медного производства являлись селения Старые Атаги, Майртуп, Курчалой, Урус-Мартан, Шатой, Хал-Келой. Производством холодного оружия славились селения Джугурты, Белгатой, Дарго, Старые Атаги.
В лесистой части Чеченской Республики были широко развиты промыслы по плетению из прутьев плетней, корзин, а также изготовлению деревянной посуды, люлек, кроватей, музыкальных инструментов.
Бытовали кожевенное, шорное, скорняжное, оружейное, медное, лудильное, кузнечное, гончарное производства, а также изготовление циновок, плетение веревок, тесьмы. Развивалась обработка металла, дерева, кости, камня.
В начале ХХ в. одежда горцев стала чаще украшаться. Соответственно, вырос спрос на ювелирные изделия. Появляются и новые предметы туалета: женские шапочки, передники к женскому платью, сумочки для хранения рукоделия, футляры для часов. Изготавливали ожерелья, браслеты, серьги, кольца, нагрудники, пояса и т. д.
Местные ювелиры работали, в основном, с серебром, которым украшались мужские и женские пояса, газыри, конская сбруя.
Узоры, которыми покрывались изделия, делались методом гравировки, чернения и позолоты, насечкой на стали золотом (так обычно украшались клинки), а также филигранью из серебряных проволочек с применением эмали, которую привозили из Ирана.
Особенно ценились традиционные женские украшения – пояса и нагрудники, которыми пользовались не только чеченки, но и казачки. Они изготовлялись из серебра, покрывались филигранью, растительным орнаментом, зернью и чернью. Неповторимость им придавали вставки из красных и голубых полудрагоценных камней.
Заметное место среди занятий чеченцев занимал деревообрабатывающий промысел, развитию которого способствовало наличие богатой сырьевой базы. Изготовление кухонной посуды, домашней утвари, ульев, бочек, постройка домов и многое другое было связано с обработкой дерева.
Исследователь Северного Кавказа ХIХ в. А. Васильев писал: «Натура горца богата и полна. Чувство изящного не только не чуждо ему, но, напротив, составляет принадлежность его природе и, можно сказать, в значительной степени. Многие изделия горцев отличаются изяществом вкуса. Все делается со вкусом и старанием не из расчета, не на продажу, но для удовлетворения собственного вкуса».
Из фонда Национального музея ЧР представлены образцы холодного и огнестрельного оружия XVIII – начала XX вв.: кинжалы и шашки известных чеченских мастеров, пистолеты, пороховница, натруска, газыри, а также мужские повседневные и парадные пояса, женские пояса и нагрудники, предметы женской атрибуции (наперстки, веретено, сумочки для швейных принадлежностей, заколки для сумочек, пуговицы).
Помимо ювелирных изделий на выставке были выставлены предметы домашнего обихода из меди, железа, дерева: кухонная утварь, орудия труда.
Декоративно-прикладное искусство представлено живописными композициями из жизни горцев и фигурками людей чеченского мастера А.М. Абдурашидова.
Гончарное дело в Чечне считается историческим ремеслом. Глина считается чистым экологическим продуктом. Еда, хранящаяся в глиняной посуде, дольше сохраняет свои полезные качества. Природная глина тысячелетиями впитывает в себя энергию земли, солнца, ветра. На Северном Кавказе считают, что пища, приготовленная в глиняной посуде, отличается лучшим вкусом. Один из разделов выставки посвящен предметам мастерства керамики в виде декоративных тарелок, кувшинов и других предметов.
Кузнец-оружейник – весьма уважаемая у чеченцев профессия. Традиционно это семейное ремесло, секреты которого, в первую очередь, методы обработки и закалки металла — передавались от отца к сыну.
В настоящее время кузнечное ремесло оставалось почти утраченным. Но в республике все еще остаются представители этого редкого на сегодняшний день вида искусства. В их числе ‑ известные мастера-кузнецы в седьмом поколении из с. Шали братья Мовлади и Мовсар Юсуповы, изготавливающие сабли, кинжалы, воинское снаряжение, декоративно украшенные бытовые предметы, женские украшения и т.д.
Помимо предметов вооружения и украшений мастера также занимаются реконструкцией старинных музыкальных инструментов по старинным рисункам, фотографиям и т. д. (национальная чеченская балалайка, свирели, скрипки, контрабас).
Всего на выставке представлено 95 экспонатов и фотографий из этнографической коллекции Национального музея Чеченской Республики.
Выставка была подготовлена отделом «Культура и этнография народа ЧР» зав. отделом А.А. Шидаевой, ст. научным сотрудником С.С. Батукаевой, ведущим сотрудником А.А. Шахтиевым.
А.А. Шидаева, зав. отделом «Культура и этнография народа ЧР», Национальный музей ЧР
Подготовил Р. Абубакаров
№ 79 (2513)