11 июля 2018 года в Национальном музее ЧР прошла религиозная лекция-беседа старшего научного сотрудника, богослова, выпускника Российского исламского университета имени Кунта-Хаджи Сулима Эсилаева, посвященная дню рождения великого шейха Кунта-Хаджи Кишиева. Эсилаев рассказал сотрудникам музея о жизни выдающегося духовного наставника, его роли в деле распространения религии Ислам на Северном Кавказе.
По словам Эсилаева, шейх Кунта-Хаджи был выходцем из бедной семьи. По преданию, еще в детстве мальчик отличался от своих сверстников тем, что часто уединялся, был не по годам задумчив, любил на плоской крыше дома своих родителей совершать круговые движения. Взрослые, замечавшие эти странности, интерпретировали это как знак свыше. В возрасте семи лет, обучаясь у местных мусульманских священнослужителей, он получил духовное образование. В 18 лет вместе со своими родственниками совершил свой первый хадж в Мекку.
Кунта-Хаджи старался создать духовное братство и добивался этого высоконравственными поступками, силой духа и слова. Богослов отметил, что для этого народного лидера были характерны глубокая набожность, искреннее желание облегчить страдания людей. Его учение призывало к отказу от военных действий. Идеи его получили поддержку у значительной части народа, доведённого войной до физического исчезновения (годы Кавказской войны).
Царские власти преследовали Кунта-Хаджи, а вскоре и вовсе отправили в вечную ссылку в Новгородскую губернию, а сотен безоружных мюридов, выступивших против, расстреляли на окраине Шали. Спустя 5 лет после ареста Кунта-Хаджи Кишиева его сестра Хапта написала письмо с просьбой освободить брата. Хапта Кишиева умерла в 1887 году, так и не дождавшись ответа со стороны царских властей. Сегодня в Чечне медресе, мечети и целые улицы носят имя Кунта-Хаджи Кишиева и его родственников. А его учение продолжает жить даже спустя десятилетия.
Жизнь и учение чеченского суфия Кунта-Хаджи Кишиева – важнейшая часть истории и духовно-нравственной культуры чеченского народа. О нем существует много преданий, сложены «назмы» (религиозные песни), исполнение которых производит на верующего сильное эмоционально – психологическое воздействие. Изучение жизни, деятельности и учения Кунта–Хаджи не завершено, поскольку требует все еще значительных усилий историков, религиоведов и философов.