«…С помощью Аллаха я вернусь…»

Такую надежду высказал в своей последней записке, которую успел написать перед уводом ночью сотрудниками НКВД, один из первых талантливых писателей Чечни Шамсуддин Айсханов. Да, он действительно надеялся, что во всем объективно разберутся, поймут ошибку и его отпустят, потому что не был он ни в чем виновен. Но не вернулся, потому что «оттуда» редко кто возвращался. В числе сотен тысяч людей, увезенных ночами черными «воронками» «без могилы, словно упавшая с неба звезда, исчез истинный сын своего народа Айсханов Шамсуддин Катаевич, - как пишет публицист, старший преподаватель Чеченского госуниверситета, племянница писателя Светлана Айсханова, - которого мы никогда не забудем».Шамсуддин Айсханов был старшим сыном крестьянина из чеченского села Лаха Невре, бывшего красного партизана, отца большой семьи: у Кати Асханова, прожившего сто двенадцать лет, было двенадцать детей, в том числе – шесть сыновей. И в каждом из них проявилось впоследствии то или иное дарование, а в некоторых - даже целые букеты призваний. Очень ярко, сильно, многогранно и рано проявились таланты в самом старшем из сыновей - Шамсуддине, родившемся в 1907 году. Кто знает, может быть, и он оказался бы долгожителем, как и отец. Однако не суждено ему было дожить не только до старости, но даже до полных тридцати лет: Шамсуддин был уничтожен сталинско-бериевской репрессивной машиной, безвинно оклеветанный, как все выдающиеся личности, составляющие честь и гордость любого народа.Отец Шамсуддина, Ката, был человеком прогрессивных мыслей. Он хорошо понимал, что будущее народа - образованные люди, поэтому, когда в с. Лаха Невре педагог-просветитель Солта (Султан) Исаев открыл первую русскую школу для чеченских детей, Ката, без раздумий, устроился на работу - школьным сторожем и комендантом. Когда дети подросли, Ката, не слушая никого, отдал Шамсуддина в эту школу. Учеником он оказался на удивление любознательным и понятливым - радовал своими познаниями и учителей, и родителей.Когда Шамсуддин успешно окончил школу, чтобы дать ему возможность продолжить образование, Ката с семьей переехал в г. Грозный и устроился на работу в каменном карьере «Красная турбина» на Старых промыслах. Здесь, в 1926 году, Шамсуддин вступает в комсомол, а в 1928 году - в партию, заканчивает советско-партийную школу, одновременно работая в областной комсомольской организации. После окончания совпартшколы его назначают редактором газеты политотдела машинно-тракторной станции (МТС), где он работает в 1933-1934 годах, одновременно исполняя обязанности председателя Правления Союза писателей Чечено-Ингушской автономной области. Позже, до своего ареста, Ш. Айсханов работал председателем республиканского радиокомитета.Творческая и просветительская деятельность Шамсуддина Катаевича, как и у многих чеченских писателей тридцатых-сороковых годов ХХ века, продолжалась всего около десяти лет: с 1928 по 1937 год, когда она была прервана, как и у многих его товарищей по перу, несправедливым арестом. «Вина» их была в том, что они были умны, умели думать, анализировать, делать выводы, не всегда согласующиеся с официальными установками.И еще одну страшную вину приписали властьимущие именно Ш. Айсханову. Как известно, будучи председателем Союза писателей, он возглавлял чечено-ингушскую делегацию на Первом съезде писателей СССР в 1934 году, на котором председательствовал великий Алексей Максимович Горький. Он же сделал доклад о состоянии чечено-ингушской литературы, которая подошла «к съезду советских писателей, - как отмечал доктор филологических наук Х. Туркаев, - с яркими творческими успехами».Как пишет С. Айсханова: «После своего яркого и эмоционального выступления, воспринятого слушателями с нескрываемым интересом, под бурные аплодисменты Ш. Айсханов стремительно сорвался с трибуны и, подлетев к писателю М. Горькому, прошелся бешеным танцем перед ним, источая в этом порыве все свое   восхищение перед мастером пера страны…» Его стремление выразить свое восхищение первому писателю СССР в танце, а не вождю народов, стала роковой ошибкой.«Встречать писателя, который возвращался из Москвы, вышел весь Надтеречный район. Но в поезде Шамсуддина не оказалось. Нет тайн, которые не стали бы явными. Пришла весть: состав был остановлен по требованию двух «воронков», кого-то   оттуда высадили и увезли. Правда, в тот раз ему повезло – его отпустили, чтобы уже в следующий раз забрать навсегда», - пишет далее С. Айсханова.Это случилось осенью 1937 года. Холодным осенним вечером Шамсуддин, Ану (супруга), Майруддин (единственный сын) и Асет (сестра) слушали по радио чеченские песни. Вдруг, прервав передачу, произнесли имена «врагов народа». Произведение Ш. Айсханова «Аьтто боьхна буьйса» перекликается с этим печальным осенним вечером. На второй день вечером двое вооруженных людей увели безвинного Шамсуддина от любимых им людей и очага, как потом выяснилось, навсегда. Перед своим уходом он оставил маленькую записку со словами: «Не волнуйтесь, я ни в чем не виноват. С помощью Аллаха я вернусь». Но не вернулся…В фонде письменных источников и документов Национального музея Чеченской Республики сохранилась ксерокопия сфабрикованного «дела» писателя. В нем говорится: «Айсханов Шамсуддин Катаевич проживал в Грозном, работал председателем радиокомитета ЧИАССР, исключен из ВКП (б), образование - среднее, арестован 31 октября 1937 года. Осужденному вменяется в вину то, что он состоял членом контрреволюционной троцкистской буржуазно-националистической партии. По заданию организации проводил вредительскую работу на идеологическом фронте, сочиняя и издавая различные народные пословицы и рассказы контрреволюционного характера».За это, к слову сказать, преступление, сфабрикованное на основе показаний других арестованных писателей и ученых, «выбитых» бесчеловечными методами допросов, «тройка» сотрудников НКВД: Алексеенко, Кураксин и Левак (впоследствии и сами расстреляны) осуждают писателя, без юридической квалификации, к ВМН (высшей мере наказания) - расстрелу. Постановление было приведено в исполнение. Сохранилась и ксерокопия выписки из акта, в котором сказано, что «приговор тройки НКВД от 11 февраля 1938 года (протокол №17) о расстреле Айсханова Шамсуддина Катаевича приведен в исполнение 11 марта 1938 года, в пять часов утра». Это подтверждено документами, хотя в телеграмме, полученной братом Шамсуддина Баудином от помощника Председателя Совета Министров СССР Н.С. Хрущева в ответ на свои многочисленные обращения о судьбе   писателя, написано: «Айсханов Шамсуддин Катаевич скончался от сотрясения мозга в 136 тюрьме, в камере № 7». Но так записывали о расстрелянных, чтобы скрыть преступления НКВД.   Хотя до сих пор датой его смерти считается 1937 год: видимо, имеется в виду дата творческой смерти Шамсуддина. В 1958 году он реабилитирован: за отсутствием состава преступления.За недолгие годы творческой деятельности Ш. Айсханов успел сделать довольно-таки много. Писать стихи, записывать произведения устного народного творчества Шамсуддин начал еще в школе. Но первые его творения появились в периодической печати в 1925 году. Он с первых же шагов проявил себя как поэт, прозаик, драматург, публицист, а позже и как педагог, составитель и автор учебников, переводчик и общественный деятель.С 1928 года произведения Шамсуддина Айсханова регулярно печатаются в республиканской печати (газеты «Чеченский комсомолец», «Серло»), выпускаются его авторские сборники и записи фольклора. Так, в 1931 году вышли из печати повесть «Белая курица» и поэма «Хава»; в 1932 году - пьеса «Борьба» и очерк «Бригада ударников»; в 1934 году - сборник стихов и песен «Колхозникам - новые песни» и рассказ «Новому селу - новые люди»; в 1935 г. - рассказы для детей «Зайнди», «Зайнаби»; в 1936 г. - сборник стихов и поэм «Люблю бригадира» и т.д. Именно по инициативе Ш. Айсханова (он же был и составителем их) вышли на русском языке сборники поэзии, в которых были опубликованы и его стихи: в 1935 году - в Москве - «Поэты Чечено-Ингушетии», в 1937 году - в Пятигорске - «Поэты Советской Чечено-Ингушетии».В эти же годы Ш. Айсханов записал и издал много произведений устного народного творчества.«Наиболее ярко жизнь села в период коллективизации (тридцатые годы ХХ века – А.К.) раскрывается в творчестве Ш. Айсханова, - пишет литературовед, профессор Х. Туркаев в своей книге «Исторические судьбы литератур чеченцев и ингушей» (Грозный, 1978. – С. 195-196). - Особенно хорошо показаны поэтом трудовые дела людей, занятых сельским хозяйством, в сборнике «Люблю бригадира». Здесь и романтика соревнования, и ощущение полнокровной жизни крестьян. Ш. Айсханов – лирик. У него редко встречается прием показа нового путем противопоставления старому. Дела и характер героя поэт отображает стихами, написанными в форме девичьих лирических песен.Постоянно находясь среди народных масс, поэт был хорошо знаком с их песенным творчеством, которое отображало происшедшие в жизни социальные и экономические изменения. Ш. Айсханов записывал, обрабатывал и публиковал много народных песен. Поэтому его стихи пронизаны песенной интонацией и ритмикой. Он заимствует из песен некоторые их приемы, изобразительные средства…Такие лирические песенные стихи занимают в поэтическом сборнике Ш. Айсханова ведущее место».Ш. Айсханов является автором и составителем учебников чеченского языка, букварей и хрестоматий (например, в 1935 году им был издан учебник «Книга для чтения», многие стихи и рассказы которого были написаны им самим). К тому же Ш. Айсханов был и прекрасным переводчиком русских и европейских поэтов. На чеченском языке (в его переводе) впервые были опубликованы многие стихи великих поэтов: А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Некрасова и других. Некоторые из этих переводов (наряду с лучшими стихами, поэмами, рассказами и очерками) вошли в его книгу «Избранные произведения», изданную в Грозном в 1964 году. В последний раз стихи его были опубликованы в «Антологии чечено-ингушской поэзии», изданной в Грозном в 1981 году.Успехи Шамсуддина Айсханова в творчестве были результатом его писательского мастерства – глубокого знания родного языка, русской и мировой литературы, народной мудрости, умения найти нужную тему, изящно построить фразу, создать яркий, запоминающийся образ, отыскать в море слов самое точное, емкое.Ш. Айсханов был мудрым наставником молодых, человеком щедрой души. Своими умными, ненавязчивыми советами и рекомендациями он дал путевку в жизнь многим молодым литераторам Чечни.Трагичной была и судьба маленькой семьи Ш. Айсханова: жена его Ану умерла в ссылке, в Казахстане, там же, заболев, умер единственный сын Майрудди. Но другие его братья прожили достойную жизнь, некоторые живы и сейчас: Баудин получил хорошее образование, стал уважаемым человеком, Салавди прошел всю Великую Отечественную войну, участвовал в штурме Берлина, Осман – известный в республике общественный деятель, Салман, родившийся в год расстрела Шамсуддина, продолжил его дело, был известным в шестидесятые-семидесятые   годы прошлого столетия журналистом (мне довелось работать вместе с ним в Чечено-Ингушском радиокомитете) и поэтом, Султан – известный не только в России, но и за рубежом доктор медицинских наук, профессор, вице-президент и академик Академии наук Чеченской Республики.Недолгую жизнь прожил Шамсуддин Айсханов и не все, что мог, он успел сделать. Однако он оставил заметный след в чеченской литературе и память о нем будет жить всегда.
Адиз Кусаев, литературовед 

 
По теме
Заместителем прокурора республики Сергеем Семёновым утверждено обвинительное заключение и направлено для рассмотрения по существу в Ачхой-Мартановский районный суд уголовное дело в отношении местного жителя,
Следователями ОМВД России по Урус-Мартановскому району окончено производством и направлено в Урус-Мартановский городской суд уголовное дело, возбужденное в отношении жительницы г. Урус-Мартана, 1998 года рождения.
Следователями отдела МВД России по Урус-Мартановскому району окончено производством и направлено в суд уголовное дело, возбужденное в отношении 44-летнего жителя н.п.
Террористы из "Крокус Сити Холла" могли быть под действием психотропных веществ - ИА Грозный-информ Правоохранители не исключают, что совершившие теракт в "Крокус сити холле" находились под действием психотропных веществ, проводятся необходимые экспертизы, сообщил РИА Новости источник в правоохранительных органах.
ИА Грозный-информ
Алимхан Ихаев назначен главным внештатным специалистом по скорой медицинской помощи СКФО - ИА Грозный-информ Министр здравоохранения Чеченской Республики Адам Алханов провел рабочую встречу с главным врачом Республиканской станции скорой медицинской помощи Алимханом Ихаевым.
ИА Грозный-информ
В городе Аргун планируется создание школы креативных индустрий - ИА Грозный-информ В Министерстве культуры ЧР состоялось совещание в режиме видеоконференции по вопросу реализации «дорожной карты» - создания в регионах России школ креативных индустрий в 2024 году в рамках федерального проекта «Придумано
ИА Грозный-информ
Кафедра "Технология строительного производства" ИСАиД ГГНТУ провела научный семинар на тему:  "Материалы и технологии для ремонта, восстановления и реставрации объектов культурного наследия"  в рамках Года истории,
ГГНТУ