Истоки современной чеченской профессиональной музыки

  Современная чеченская профессиональная музыка имеет богатейшую основу народно-песенного и музыкального творчества. Тысячи исполнителей народных песен-илланчей остались безвестными. Они жили в каждом селе и ауле, они воодушевляли своих земляков на ратные подвиги за свободу и независимость народа, были выразителями его дум и чаяний. Их хорошо знали в народе, имена многих еще помнят и вспоминают. О них живут легенды.

 

XIX веке они стали известны и России через представителей своей культуры, оказавшихся на Кавказе. В числе первых был М. Ю. Лермонтов. В поэме «Измаил-Бей», написанной в 1832 году, указав на то, что столь драматичный сюжет поэмы ему подсказал «старик-чеченец, хребтов Кавказа бедный уроженец», поэт изображает народного певца:

 

Вокруг огня, певцу внимая,

Столпилась юность удалая,

И старики седые в ряд

С немым вниманием стоят.

На сером камне, безоружен,

Сидит неведомый пришлец, —

Наряд войны ему не нужен,

Он горд и беден, он певец!

Дитя степей, любимец неба,

Без злата он, но не без хлеба.

Вот начинает: три стуны

Уж забренчали под рукою.

И живо, с дикой простотой

Запел он песни старины.

 

Интересный образ певца создал и К. Белевич, который служил в действующей армии на Кавказе в 40-х годах XIX века и написавший книгу «Несколько картин из Кавказской войны и нравов горцев» (СПБ, 1910). В поэме «Чеченец Берсан» так изображен народный певец:

 

Чеченцы мирные порой

Меня в редуте посещали,

И все бояром величали

За угощенье аракой.

Однажды с ними за стаканом

В кругу сидел один певец —

То был из гор Чечни беглец,

И назывался он Берсаном.

На балалайке он играл

И с чувством песни пел родные.

 

Народно-профессиональное искусство чеченцев представлено длинным рядом имен талантливых музыкантов, чьи произведения завоевали большую популярность.

 

Среди этих музыкантов, имена которых хорошо известны, следует назвать музыкальную семью Бисирхоевых, передававшую из рода в род свое музыкальное искусство, талантливого гармониста Магомаева — авторе популярной мелодии «Молитва Шамиля», Гадаева Юсупа из Старых Атагов, гармонистов Секинат Дудаевой, Дашукаева и многих других, чьи имена носят известные в народе мелодии.

 

В XX веке одним из старейших и популярных илланчей был Ибрагим Батаев. Много песен создал народный певец Баудин Сулейманов.

 

Талантливый гармонист-виртуоз народный артист республики Умар Димаев оставил после себя около тридцати произведений для гармоники, написанных в духе чеченского народного творчества, не говоря уже о сотнях записей народной музыки в его исполнении.

 

Много мелодий и современных песен, ставших популярными в народе, создала сказательница Балкан Анзорова, певица Марьям Айдамирова, гармонистка Есита Ганукааева, дечик-пондурист Идрис Цицкиев и многие другие. К счастью, музыкальный фольклор народа продолжает интенсивно развиваться и в наши дни.

 

Не случайно, что многие композиторы разных национальностей обращались к чеченской народной музыке и на ее основе создали немало интересных произведений разных жанров. Среди них А. Давиденко, М. Коваль, С. Ряузов, Н. Нариманидзе, В. Шведов, А. Александров, А. Х алебский и многие другие. Произведения некоторых из них хранятся в фонотеке российского радио, исполняются различными музыкальными коллективами.

 

Значительную роль в развитии профессионального музыкального искусства в республике сыграл композитор Г. Х. Мепурнов (1900–1957 гг.). Грузин по национальности, получивший образование в Московской консерватории, Георгий Христофорович

 

Мепурнов связал свою творческую судьбу с Чечней и плодотворно работал там в тридцатые годы. Разносторонне образованный музыкант, одаренный композитор, он был хорошим организатором, настоящим музыкантом-общественником и педагогом.

 

По инициативе Мепурнова в 1936 году был создан оркестр народных инструментов, который он возглавил. Вскоре возникла необходимость реконструкции народных инструментов.

 

Для создания оркестровой группы дечик-пондуров были привлечены профессор Московской государственной консерватории В. М. Беляев, заведующий учебной частью Грозненского музыкального училища М. М. Халебский и музыкальный мастер-конструктор П. А. Шошин, успешно проведший реконструкцию народных инструментов в ряде братских республик. На основе старинных народных трехструнных дечик-пондуров при сохранении их формы была создана группа оркестровых инструментов: пикколо, прима, альт, тенор и бас. Для усиления звучности при игре на дечик-пондурах были введены медиаторы. В этой оркестровой группе был также использован балалаечный контрабас с его обычным строем как наиболее звучный из группы щипковых струнных инструментов. Группа адхоку-пондуров также расширилась: в ней появились примы и альты.

 

Пополненный гармониками, зурной, ударными инструментами, оркестр народных инструментов дал возможность Мепурнову ввести в его репертуар многие произведения.

 

Собирая и обрабатывая чеченские и ингушские народные мелодии, Г. Х. Мепурнов создал много художественных обработок и написал ряд оригинальных произведений на народные темы. Творческая деятельность Мепурнова была прервана в годы репрессий, в связи с чем большая часть его ценных рукописей не сохранилась.

 

В дальнейшем подготовка композиторов-профессионалов из числа чеченцев была продолжена после 1957 года.

 

Авторами многих произведений являются чеченцы-композиторы, получившие высшее музыкальное образование в Москве и Санкт-Петербурге, Умар Бексултанов, Саид Димаев, Аднан Шахбулатов, Али Димаев. Успешно создают музыку на профессиональном уровне Суньян Цугаев, Рамзан Паскаев, Чергизбиев и ряд молодых авторов.

 

Значительную творческую работу по развитию чеченской профессиональной музыки провели в республике и композиторы не коренной национальности. О некоторых из них уже говорилось выше. Это Н. С. Речменский, А. М. Халебский, В. И. Шнапер, В. И. Ашкенази, Е. Казановский, А. Шаргородский, Е. Захарович, А. Розенберг и др.

 

Большой вклад в развитие музыкальной культуры чеченского народа внесла Г осударственная филармония, организованная в 1939 году, Государственный ансамбль танца «Вайнах», музыкальные школы и Чеченское музыкальное училище, открытое в 1936 году.

 

Большую полезную работу по записи и пропаганде чеченской музыкальной культуры ведут телевидение и радио, а также художественная самодеятельность, получившая широкое развитие в городах и селах республики.


ИА "Чеченинфо"

 
По теме
Кафедра "Технология строительного производства" ИСАиД ГГНТУ провела научный семинар на тему:  "Материалы и технологии для ремонта, восстановления и реставрации объектов культурного наследия"  в рамках Года истории,
Центр защиты леса Чеченской Республики инициировал начало работы по дополнительному озеленению территории вокруг Мемориала героям, павшим в боях Великой Отечественной войны.
ЧЕЧНЯ.  Заместитель начальника управления - начальник Центра лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Чеченской Республике полковник полиции Усман Дакаев стал гостем телепередачи «Актуальная тема» на ГТ
Террористы из "Крокус Сити Холла" могли быть под действием психотропных веществ - ИА Грозный-информ Правоохранители не исключают, что совершившие теракт в "Крокус сити холле" находились под действием психотропных веществ, проводятся необходимые экспертизы, сообщил РИА Новости источник в правоохранительных органах.
ИА Грозный-информ
Алимхан Ихаев назначен главным внештатным специалистом по скорой медицинской помощи СКФО - ИА Грозный-информ Министр здравоохранения Чеченской Республики Адам Алханов провел рабочую встречу с главным врачом Республиканской станции скорой медицинской помощи Алимханом Ихаевым.
ИА Грозный-информ
В городе Аргун планируется создание школы креативных индустрий - ИА Грозный-информ В Министерстве культуры ЧР состоялось совещание в режиме видеоконференции по вопросу реализации «дорожной карты» - создания в регионах России школ креативных индустрий в 2024 году в рамках федерального проекта «Придумано
ИА Грозный-информ
Кафедра "Технология строительного производства" ИСАиД ГГНТУ провела научный семинар на тему:  "Материалы и технологии для ремонта, восстановления и реставрации объектов культурного наследия"  в рамках Года истории,
ГГНТУ