Чеченский авлия, отрицавший насилие

Фото: www.stolicaplus.ru

В начале января наступает очередная годовщина ареста царскими властями Российской империи одного из самых значимых праведников чеченского народа Кунта-Хаджи Кишиева, глубоко почитаемого среди чеченцев и ингушей религиозного деятеля, суфийского шейха, последователя тариката кадирийа, основавший суфийское движение в Чечне в конце 50-х годов 19 века, продолжающее до сих пор функционировать в республике и за ее пределами.

 

Религиозно-политическая деятельность Кунта-Хаджи приходится на конец 50-х и начало 60-х годов 19 века. Об этом пишет официальный сайт Российского исламского университета им. Кунта-Хаджи Кишиева. Судя по официальным источникам царского периода, первые его проповеди, направленные против насилия и военных действий, состоялись в конце 50-х годов, еще при имаме Шамиле. Видя массовую гибель чеченцев, Кунта-Хаджи призывал соплеменников прекратить военное сопротивление царской власти, проповедовал терпение, милосердие, смирение, единство между верующими. Духовные наставления Кунта-Хаджи находили отклик в сердцах многих чеченцев, уставших от многолетней изнурительной Кавказской войны и испытавших все тяготы шамилевского сопротивления и газавата, призывавшего горцев к борьбе с царизмом до победного конца. 

Бедные слои населения все больше поддерживали Кунта-Хаджи, его сторонники, число которых заметно увеличилось во многих селах, совершали круговой бег с упоминанием Аллаха вслух – обряд, называемый громким зикром (джахрий), отличающийся от тихого зикра (хафий) последователей тариката накшбандийа. Имам Шамиль осуждает новое учение, поскольку по своему духу и практике оно находилось в противоречии с провозглашенным им газаватом против царской власти. По мнению царского офицера А.П.Ипполитова, ознакомившегося с учением Кунта-Хаджи, названного «учением зикр», имам Шамиль «боялся того влияния, которое проповедники, подобные Кунта-Хаджи, всегда имели на народ». Продолжая свою мысль, он подчеркивает, что «влияние – это нравственная сила, власть, а власти, кроме своей собственной, имам Шамиль не терпел никакой». 

Преследования имама Шамиля принудили Кунта-Хаджи отправиться в Мекку, где он провел примерно три года. Наместник Кавказа, главнокомандующий Кавказской армией великий князь Михаил Романов писал военному министру Российской Империи: «Возвратившись из путешествия в Мекку осенью 1861 года, Кунта-Хаджи начал свою проповедь и вскоре приобрел в Чечне значительное число последователей и особое уважение народа, считающего его святым». Как сообщает источник, «все его учение ограничивалось в то время изустным лишь чтением молитв, наставлениями не только безвредными, но и весьма нравственными, так что, в сущности, оно скорее могло принести пользу, нежели быть в каком-либо отношении опасным». К началу 1863 года число его сторонников значительно увеличилось, а к моменту его ареста общее их число составляло 5588 человек.

В Чечне сторонники продолжения войны не собирались примиряться с порядками, устанавливаемыми царской властью, участились убийства царских солдат и офицеров, как и при имаме Шамиле, были созданы наибства, назначены наибы округов и старшины населенных пунктов, а Кунта-Хаджи без его согласия провозглашен имамом. Таким образом была предпринята попытка превращения миролюбивого нравственного учения Кунта-Хаджи, отрицающего войну и насилие, в религиозно-политическое учение. На всей территории Чечни и Ингушетии (где также имелись последователи Кунта-Хаджи), противники царской власти, ставившие задачу построения шариатского государства, от его имени отдавали те или иные приказания, к которым он не имел никакого отношения.

Все это привело к тому, что Кунта-Хаджи 3 января 1864 года был арестован как основатель суфийского (зикристского) учения в Чечне и Ингушетии, отрицавшего насилие, проповедующего добро, духовно-нравственное совершенство, которое власти ошибочно принимали за организованное движение народного сопротивления. По прямому указанию царя Александра II он был отправлен в бессрочную ссылку под надзором полиции в г.Устюжну Новгородской губернии, ныне Вологодской области, где находился до весны 1867 года. Среди чеченцев бытует точка зрения, что ему удалось впоследствии переправиться в Турцию, куда были депортированы многие его последователи. 

Важной частью духовно-религиозной деятельности Кунта-Хаджи является его философское учение, представленное в арабографических текстах, изданных в Петровск-Порте (Махачкала) в начале XX века, Темирхан-Шуре (Буйнакск), а также в тексте, составленном со слов Кунта-Хаджи его личным секретарем Абуссаламом Тутгереевым.

Так, в арабографическом тексте «Тарджамат макалати аш-шейх Кунта» («Речи и высказывания Кунта-шейха»), изданном в 1911 году в Петровск-Порте, определены взаимоотношения между устазом и его учениками, высказываются мысли, порицающие ложь, безнравственные поступки, осуждается безразличие к людям. По мнению шейха Кунта-Хаджи, духовное возвышение человека достижимо только через сердечную любовь к Богу, а стало быть, и к человеку. Он призывал горцев к терпению, решительно осуждал насилие, войну. Ему принадлежит высказывание «Мюрид (ученик) должен носить четки, а не оружие».

Жизнь и учение чеченского суфия Кунта-Хаджи Кишиева – важнейшая часть истории и духовно-нравственной культуры чеченского народа. О нем существует много преданий, сложены «назмы» (религиозные песни), исполнение которых производит на верующего сильное эмоционально-психологическое воздействие. Изучение жизнедеятельности и наследия Кунта-Хаджи, а также памяти о нем не завершено, поскольку требует все еще значительных усилий историков, религиоведов и философов.

Имам ГУНОЕВ

 

 
По теме
Депутат ГД РФ М. Селимханов:  Исламскому образованию в Чеченской Республике отводится важная роль - ИА Грозный-информ Комментируя решение Владимира Путина продолжить поддержку исламского образования в России, депутат Госдумы РФ Магомед Селимханов подчеркнул особые условия развития религиозного просвещения молодежи в Чечне.
25.01.2018
Студентов РИУ в Грозном будут обучать сирийские преподаватели - ИА Чечня Сегодня В здании Духовного управления мусульман Чеченской Республики состоялась официальная встреча муфтия ЧР Салах-Хаджи Межиева и ректора Российского Исламского университета имени Шейха Кунта-Хаджи Кишиева Абдурахима Мутушева
18.01.2018
 
7mfhKjS4TjI - Национальный музей ЧР 16 января 2018 года в актовом зале Национального музея ЧР состоялась беседа-лекция старшего научного сотрудника, богослова,
17.01.2018
РОФ имени Героя России А.А. Кадырова провел благотворительную акцию ко Дню памяти и почитания Шейха Кунта-Хаджи Кишиева - ИА Грозный-информ Региональный общественный фонд имени Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова провел благотворительную акцию ко Дню памяти и почитания шейха Кунта-Хаджи Кишиева.
04.01.2018
 
Бацбийцы: чеченцы, которые стали православными - ИА Чеченинфо Существуют разные версии происхождения этого малочисленного народа – некоторые исследователи считают, что бацбийцы пришли в Грузию из Ингушетии, другие этнографы выдвигают версию переселения цова-тушинов из Чечни.
10.12.2018 ИА Чеченинфо
Финал I Республиканского конкурса чтецов Священного Корана состоялся в муфтияте Чечни - ИА Грозный-информ В Духовном управлении мусульман Чеченской Республики под председательством Советника Главы ЧР, муфтия Чечни Салах-хаджи Межиева состоялся финал I Республиканского конкурса чтецов Священного Корана,
09.12.2018 ИА Грозный-информ
С. Успанова: Мы ежедневно стремимся к улучшению качества медицинской помощи - ИА Грозный-информ Женщины на руководящих должностях сегодня не редкость. Говоря о качестве работы представительниц слабого пола в роли управленца, возникает вопрос эффективности деятельности.
10.12.2018 ИА Грозный-информ
Ежегодно в России отмечают Международный день Клуба веселых и находчивых   Международный день КВН был учрежден в 2001 году и отмечается в России, Украине, Беларуси и других странах мира 8 ноября.
12.11.2018 Столица Плюс
ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА ВОЗГЛАВИЛА РЕЙТИНГ ПО НЕПРИЯТИЮ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК - ЧГТРК Грозный Соответствующее исследование провело агентство РИА Рейтинг. В основе данных лежат шесть показателей, характеризующих распространенность трех основных вредных привычек среди населения: алкоголизм, наркомания и табакокурение.
10.12.2018 ЧГТРК Грозный